воскресенье, 11 августа 2019 г.

Закон о Пенсионном фонде РФ: правовой статус, деятельность

Закон о Пенсионном фонде РФ: правовой статус, деятельность:



'via Blog this'
Елена852,  есть Постановление Конституционного суда № 9-П от 10.10.2007, запрещающее выкидывать периоды, когда работодатель не платил взносы за сотрудника, но есть подтверждение, что трудовые отношения были. Другой вопрос, что считать подтверждением.
Копирую статью из интернета (с сайта юр. компании "Маслов и партнеры"), может быть, что-то Вам поможет:

Вопрос:
За период работы в КФХ работнику не начислялись и не перечислялись в ПФР страховые взносы. При выходе на пенсию этот период ПФР не включил работнику в страховой стаж. Какие дальнейшие действия, чтобы этот период работы был включен в страховой стаж?

Ответ:
В соответствии со ст. 2 федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о пенсиях) страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статья 10 Закона о пенсиях определяет периоды работы или иной деятельности, включаемые в страховой стаж. Согласно данной статье  в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Однако, Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П положения пункта 1 статьи 10 признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Согласно данному Постановлению Конституционного суда РФ от 10.07.2007 года №9-П впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, в случае, если работодатель не начислял и не перечислял в ПФР страховые взносы, однако у Вас имеются документы,  подтверждающие трудовую деятельность, данный период подлежит включению в страховой стаж.
Поскольку на настоящий момент ПФР не включил работнику в страховой стаж данный период работы Вам необходимо обратиться в ПФР с письмом о перерасчете трудовой пенсии и включении спорного периода в страховой стаж. В Письме необходимо сослаться на положения Постановления Конституционного суда РФ от 10.07.2007 года №9-П. Впоследствии можно обратиться за защитой нарушенных прав в суд с иском к ПФР о перерасчете трудовой пенсии и включении спорного периода работы в страховой стаж.

Досрочники. Молчание ягнят
Автор Nikita.

     “Пенсия, это в первую очередь деньги, а не возраст.“ 

    При знакомстве с расчетами будущей пенсии я натолкнулся на ряд моментов. Один из них, это вопрос о досрочных пенсиях. Анализ показывает, что в 60 лет пенсия у досрочника окажется меньше, чем у его ровесника - не досрочника. Разница может оказаться весьма существенной. Я хотел об этом предупредить. Это страшно - оказаться в старости с маленькой пенсией. Не захочешь никакой досрочной пенсии, слишком тяжелы последствия.  Мы в своем возрасте на это никак повлиять не можем, но вот молодежь об этом должна знать и, поступая на работу на вредное производство, делать это осознано, взвесив все  "за" и "против".

     Система досрочных пенсий, действующая в России в настоящее время, была сформирована еще в СССР. Специальные списки профессий, обладатели которых имеют права на пенсионные льготы, появились в Советском Союзе в 1956 году. В 1991 году списки профессий приняли современный вид, а затем его дополнили новыми профессиями. Вот какие в CCCP  были добрые дядечки в Политбюро, скажете вы! Скорее не добрые, а рациональные и прагматичные. Экономика росла, трудовых ресурсов стало не хватать. Для привлечения рабочих в отрасли с тяжелыми условиями труда, для освоения Севера и были  разработаны бонусы в виде досрочного выхода на пенсию. Просто так лезть в шахту или работать при -50*С желающих уже было не так много. Государство от этого много не теряло, так как жили досрочники на пенсии сравнительно недолго. Пенсии, которые выплачивало государство, у них были высокие, до 160 рублей в месяц – это в то время размер средней зарплаты в стране. Вдобавок в этом был элемент справедливости. Сначала ты Родине, затем Родина тебе. Достойная пенсия для достойных людей, ее хватало на достойную жизнь, на доучивание младших детей в институтах (если кто не помнит - высшее образование и медицина в СССР были бесплатными).

     Затем СССР рухнул. Наступили лихие времена. Основой всего была названа  частная собственность. Возник конфликт интересов, почему государство должно платить пенсию частнику и его рабочим, пусть они сами себе собирают денежку на пенсию! От этой демагогии один шаг до страховой пенсии. И создали для всех иллюзию, что государство будет сидеть сложа руки, не напрягаясь, а все будут нести ей дань в виде налогов.  Под этим мурлыканьем скрывался жестокий расчет по развалу экономики. С 1991 года пенсионные отчисления стали 28+1% от зарплаты рабочего (а в СССР в промышленности были 14%). Многие предприятия не смогли к этому адаптироваться и погибли (это только одна из причин, и не самая последняя).  
     Досрочники с самого начала не вписывались в новую пенсионную доктрину. Не вписывались по одной простой причине – никто не хотел дотировать им досрочную пенсию. "Нифига себе", работают на 10 лет меньше, а пенсия такая же как у всех и даже больше. Если нужно развивать экономику, то государство обязано дотировать расходы по досрочной пенсии так же, как и раньше. А если экономика не нужна, то досрочные пенсии нужно ликвидировать. Момент был очень подходящий -  только что у населения отобрали все сбережения, провели шоковую терапию, в стране появилась огромная безработица. Народ безмолвствовал. В таких условиях  ликвидация  досрочных пенсий была бы не проблема. Еще бы спасибо говорили, что хоть на работе оставили. Но тут произошло необъяснимое, досрочные пенсии не ликвидировали, число досрочников даже увеличили. Почему? Не знаю, не могу найти этому объяснения. Необъяснимо. 
   
     Распределительная система, доставшаяся от СССР, существовала до принятия ФЗ-173, то есть до 2002 года, затем наступил период страхового пенсионного обеспечения. Какие пенсии были у досрочников в 1992-2001 годы и как они отличались от обычных пенсий я не знаю, тогда я этим не интересовался. По определению места для досрочников в страховой пенсионной системе нет. Государство отказалось дотировать досрочников и предложило пенсию досрочникам выплачивать из общих пенсионных накоплений, то есть дотировать досрочников стали все пенсионеры чере Пенсионный фонд (ПФ). Да, да, я ничего не напутал, все так и есть - найдите любое высказывание А. Дроздова (глава ПФРФ - 45-90) о досрочниках. Любое. Пенсионному Фонду не понравилось, что приходится терять средства, у него появился дефицит бюджета и он из этой ситуации сделал правильный вывод – утраченное необходимо вернуть. Вариантов возврата оказалось достаточно много - снизить пенсию досрочникам, заставить работодателя платить им пенсию, или просто ликвидировать досрочный выход на пенсию. Но ликвидировать досрочный выход на пенсию  не позволила ситуация в стране - сначала кризис 1998 года, затем невозможность омрачить светлый образ  правительства. Поэтому ликвидировать досрочников было решено постепенно, душив их в мягких объятиях.

     Такими мягкими объятиями стал ФЗ-173. Пенсия стала значительно зависеть от стажа до 2002 года и страховых отчислений  после 2002 года. Пенсия досрочников стали значительно меньше, чем у обычных пенсионеров – это и понятно, они ведь отчисляли денежку на пенсию на 15. 10 или на 5 лет меньше.  Для примера, мой знакомый, работающий в шахте электриком, вышел на пенсию в прошлом году в 46 лет, его пенсия 10,5 т. рублей, другой мой знакомый, работавший электриком в металлургии, вышел на пенсию в 55 лет в этом году, его пенсия 15,3 т. рублей. Знакомых, вышедших на пенсию в 50 лет у меня нет, но предполагаю, что их пенсия будет около 13 т. рублей.  Пенсия высококвалифицированного рабочего выходящего на пенсию в 60 лет сейчас в районе 18 т. рублей. Если обобщить для высококвалифицированных рабочих: 45 лет - пенсия 10,5 т. р, 50 лет -  пенсия  13 т. р, . 55 лет - пенсия 15,5 т. р, 60 лет -  пенсия 18 т. р. Тенденция однако.  Кстати, уже появились пенсионеры, не работавшие при СССР. Мой знакомый. вышедший на пенсию в 46 лет - из их числа, его пенсия после 25 лет подземного стажа всего 10,5 т. р,, а при Советской власти она равнялась бы средней зарплате по стране.

     Так был нанесен первый удар. Досрочников сделали рабами предприятий, потому, что досрочной пенсией рабочего привязали к его рабочему месту. Каждый из них мечтает дожить до досрочного выхода на пенсию, и ради этого много чего терпит. Очень много чего… Пенсия, это стабильный доход. И вот наступает возраст выхода на пенсию и досрочник по-прежнему продолжает работать на своем вредном рабочем месте. Для обычного пенсионера работа после 60 лет является подработкой к пенсии, с основной работы его попросили, вот он и нашел малооплачиваемую "ненапряжную" работу, он обеспечивает только себя и жену.
С досрочниками все по другому, вышел досрочник в 46 лет на пенсию, пенсия 10,5 т. р, - живи, не хочу. Но на 10,5 т. р, невозможно содержать семью и учить в институте старшего сына и кормить и одевать младших детей. Надо работать. Вот только бы уйти от вредных условий работы, а куда уйти, кто тебя возьмет в 46 лет на работу с нормальной зарплатой. Никто. Круг замкнулся. Вот и будет работать пока хватит здоровья, боясь, что при  сокращении его первым вышвырнут под забор как пенсионера.  Знакомая картина

     Второй удар был нанесен принятием в конце 2012 года  С Т Р А Т Е Г И И долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Долго с ней тянули, в  конце концов приняли, и дело пошло быстро. В ней государство переложило дотирование досрочников с ПФ на работодателя путем установления дополнительных тарифов страховых взносов: для  Списка № 1, на 2013 год - 4%, на 2014 год - 6%, на 2015 год 9%, а в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 2 и в "малые списки", на 2013 год - 2%, на 2014 год - 4%, на 2015 год - 6%.  А уже  3 декабря 2012 г. был принят 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" . который ввел с 1 января 2013 года эти  доптарифы. В конце 2013 г. был принят 426-ФЗ ”О специальной оценке условий труда“, который увязал назначение досрочной пенсии с вредными условиями труда, А далее с 1 января 2015  года ФЗ-400, который это все закрепил. Одной рукой государство отобрало у работодателя денежку, другой рукой дало ему закон о спецоценке труда. Этим законом государство бросило досрочников  в пасть работодателю с заранее предсказуемым результатом. При умелом пользовании спецоценкой труда  досрочников легко сократить процентов на 90, а то и больше. Вариантов множество, например провести спецоценку труда в горячем цехе зимой, на время замеров резко сократить выпуск продукции, посчитать, а находится ли досрочник во вредных условиях более 80% своего рабочего  времени, и т.д. Спецоценка труда была проведена, и на удивление без особых последствий для досрочников. Работодатель взял тайм-аут. Почему, непонятно. Может не захотел проблем с высококвалифицированными кадрами, может анализирует сложившую ситуацию, может быть получил указание сверху. Не знаю.  Очередная спецоценка труда будет через 5 лет. 

     Третий удар был нанесен совсем недавно трехбалльным ограничением и отказом индексировать пенсии работающим пенсионерам, вступившим в силу (согласно ФЗ-400) в 2016 году. На первый взгляд вроде бы не страшно, но если эти ограничения не будут отменены, то в будущем они нанесут значительный урон досрочникам.. Работающие пенсионеры, вышедшие на пенсию с 60 лет, сейчас как ни странно являются наиболее свободным людьми в нашем стране. По одной причине - у них есть твердый ежемесячный доход, пусть и небольшой, и им не надо кормить и учить малолетних детей. Им сделали пакость, они в ответ плюнули и массово рассчитались с работы и ушли в тень. Им есть на что жить, пусть и скромно. К слову о свободах. При Советской власти, оказывается, свободы и демократии было больше, поскольку человек всегда мог заработать на содержание семьи, а сейчас нет. Раньше потеря работы не являлось фатальным событием, подумаешь рассчитался, завтра пойду и устроюсь на другую работу! Легко.

     Почти все досрочники остались на своих рабочих местах, а куда им деваться, кто будет кормить их  семьи?  Удар наиболее болезненно прошелся по рабочим с самыми вредными условиями труда, это список №1 и тем, у кого 25 лет вредного стажа. Правда они этого еще не осознали. Им до 60 лет еще 10 -15 лет работы, дай бог что бы дожили. Вот у моего знакомого с подземным стажем 25 лет и пенсией в 10,5 т. руб через 14 лет к его 60-летию пенсия с прибавкой 214 рублей в год (3 балла без индексации) достигнет почти 14  т. руб. Это через 14 лет, а у обычных пенсионеров к тому времени она уже будет 25-28 т. руб.  За 14 лет он заработает 42 балла, а его ровесник, обычный высококвалифицированный рабочий, заработает около 130 баллов. Разница в пенсии при достижении обеими 60 лет составит около 90 баллов. Ну, проиндексируют ему заработанные баллы, но разница то в 90 баллов так и останется.   Вот это влип!!!. Вот это Родина отблагодарила!!! По Списку №1 досрочник заработает 30 баллов, а его ровесник обычный рабочий около 90 баллов, разница в 60 баллов. По Списку №2 досрочник заработает 15 баллов, а его ровесник обычный рабочий около 45 баллов, разница в 30 баллов. Да это “досрочный” геноцид какой-то. 
                                                                              
     Что мы имеем в сухом остатке, если говорить о работающих пенсионерах-досрочниках? Те досрочники, которые вышли на пенсию и сидят дома не в счет - они получают по частям отложенные в ПФ денежки сообразно накоплениям за все трудовые годы. Сколько отложили - все это поделили на годы дожития, и по частям выдают. С работающими досрочниками все по другому. Работающий "вносит" денежку в ПФ на свою пенсию, и в тоже время забирает денежку из ПФ  на свою пенсию, которую уже получает. С 2013 года ввели доптарифы на досрочников.  Доптариф 9%  за досрочника по Списку №1 компенсирует его пенсию. Поясню. Досрочник по Списку №1 должен проработать во вредных условиях 10 лет (мужчина) и на 10 лет раньше выходит на пенсию. Если на пенсии он продолжает работать, то за него отчисляют в ПФ 22% и + 9% доптарифа, всего 31%. При заработной плате 45т.р. в ПФ поступит  почти 14 т.р. Вот и получается сколько "внес" в виде страховых взносов - столько и получил в виде текущей пенсии -  около 14 т.р. Ну а добавленные к размеру пенсии 3 балла тоже будут с лихвой "компенсированы" уменьшенной пенсией с 60 лет. По Списку №2 похожая картина - можете посчитать сами.

     В итоге имеем следующее, все эти прикидочные расчеты во многом не имеют никакого смысла по одной простой причине – досрочники долго не живут. Вы много видели живых 65-летних шахтеров и сталеваровА где же останутся их денежки? Правильно, в ПФ. А что же делать? Надо жить. И знать, что работа на вредном производстве стала мероприятием убыточным. 

Похожие статьи:


Комментариев нет:

Отправить комментарий