При подготовке ежегодной памятки-инструкции о том, как начисляется пенсия в 2018 году, мы решили повнимательнее разобраться со способом подсчета годового размера индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за периоды трудовой деятельности после 1 января 2015 года.
Обнаружилось удивительное - в 2021 году размер годовых ИПК у всех граждан окажется примерно на 25% ниже, чем годовой ИПК, начисленный им в 2015 г. при одном и том же уровне доходов и страховых взносов.
Утверждение "неожиданное", поэтому требует доказательств.
Доказательство.
Индивидуальный пенсионный коэффициент ИПК - основной показатель, оценивающий сегодня приобретенные гражданином пенсионные права. На его основе рассчитывают размер пенсии в рублях. Для этого ИПК, заработанный гражданином за все периоды его трудовой деятельности, умножают на стоимость одного пенсионного балла и определяют рублевый размер пенсии, добавив к полученной сумме фиксированную выплату (ФВ).
Согласно ФЗ-400, пенсионные права, заработанные гражданином за периоды трудовой деятельности до 2002 г. и с 2002 по 2014 гг., вначале оценивают в рублях, а затем переводят в баллы ИПК. А вот пенсионные права, приобретаемые после 1 января 2015 года, сразу оценивают баллах, рассчитывая годовые значения ИПК в i-ом году по формуле п.18 статьи 15 ФЗ-400:
ИПКi = (СВгод,i / НСВгод,i) x 10.
В более понятном виде формула означает следующее
Рис. 1
Размер суммы страховых взносов, поступивших на ИЛС гражданина (СВ год), определяется просто - через среднемесячную зарплату гражданина (Ср. з/п гражданина), с учетом того, что тариф отчислений на страховую пенсию составляет 16%:
СВ год = 0,16 * Ср. з/п гражданина * 12.
Остается выяснить, что из себя представляет величина НСВгод, стоящая в знаменателе дроби. Про нее в законе сказано следующее - НСВгод. это "нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, рассчитываемый как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы (ПВБ) для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за соответствующий календарный год".
Поскольку индивидуальная часть тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости составляет 16%, получаем
НСВ год. = 0,16 * ПВБ
Выясняем далее, что такое предельная величина базы ПВБ и как она вычисляется.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов это ежегодно устанавливаемый "потолок" годовой зарплаты. С сумм, не превышающих этот потолок, за гражданина перечисляют страховые взносы в ПФРФ по ставке 22%, из которых 16% идет на его индивидуальный лицевой счет (ИЛС) на страховую пенсию, а 6% на формирование фиксированной выплаты. Если гражданин зарабатывает больше, то с сумм, превышающих ПВБ, также перечисляют страховые взносы в ПФРФ, но уже по ставке 10%. Эти 10% полностью идут в "доход" ПФРФ. Гражданину из них ничего не достается.
Как ежегодно устанавливают и вычисляют ПВБ? Ответ содержится в Налоговом Кодексе РФ:
НК РФ Статья 421. База для исчисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
П. 5. Для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, на период 2017 - 2021 годов предельная величина базы (ПВБ - 45-90) для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в двенадцать раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов (К пов.) на соответствующий календарный год: в 2017 году - 1,9; в 2018 году - 2,0; в 2019 году - 2,1; в 2020 году - 2,2; в 2021 году - 2,3.
Добавим, что в предшествующие годы повышающие коэффициенты были такими - в 2015 году К пов. = 1,7; в 2016 году К пов. = 1,8.
Таким образом, предельная величина базы (ПВБ) для исчисления страховых взносов рассчитывается согласно НК РФ по формуле:
ПВБ = Ср. з/п в стране * 12 * К пов.
Следовательно НСВ год, входящее в формулу расчета годового ИПК:
НСВ год = 0,16 * ПВБ = 0,16 * Ср. з/п в стране * 12 * К пов.
С учетом изложенного формулу для расчета годового ИПК теперь можно записать следующим образом
Рис.2.
Если заработная плата гражданина будет ежегодно соответствовать средней заработной плате в стране
Ср. з/п гражд. = Ср. з/п в стране,
то любой, помнящий арифметику, понимает, что в числителе и знаменателе формулы окажутся одинаковые сомножители, которые можно сократить. Сделав это, получаем формулу "голого короля", показывающую, как годовой ИПК зависит от малозаметного и глубоко спрятанного коэффициента - К пов.
Из последней, очищенной от "шелухи", формулы становится понятно, что чем больше величина повышающего коэффициента К пов., стоящая в знаменателе дроби, тем ниже годовой ИПК. А поскольку, начиная с 2015 года (до 2021 года), запланировано и законодательно утверждено ежегодное увеличение повышающего коэффициента К пов с 1,7 до 2,3, то годовые ИПК всех без исключения граждан будут пропорционально уменьшаться в течение всего указанного периода.
Падение величины ИПК за счет роста К пов.
Иначе говоря, работая и отчисляя страховые взносы в 2021 году точно также, как "до того" (в 2015 году), человек получит меньший ИПК и соответственно приобретет меньший объем пенсионных прав. Дейтвительно: ИПК2015 = 10/1,7 = 5,882; а ИПК2021 = 10/2,3 = 4,348.
Во что это выльется для рядовых граждан с точки зрения рублевых потерь и размеров будущих пенсий?. Сколько они недополучат? Попробуем оценить. Для простоты, как и выше, возьмем гражданина, чей средний заработок ежегодно будет совпадать со средним заработком в стране. Результаты приведены в таблице.
Год
|
Значение повышающего коэффициента
К пов.
|
ИПК,
начисленный в соответствующем году
|
Количество баллов, потерянных гражданином
(по сравнению
с уровнем 2015 г.)
|
На сколько %
ИПК будет меньше, чем
в 2015 г.
|
---|---|---|---|---|
2015
|
1,7
|
5,882
| - | - |
2016
|
1,8
|
5,556
|
0,327
|
5,6%
|
2017
|
1,9
|
5,263
|
0,619
|
10,5%
|
2018
|
2,0
|
5,000
|
0,882
|
15,0%
|
2019
|
2,1
|
4,762
|
1,120
|
19,0%
|
2020
|
2,2
|
4,545
|
1,337
|
22,7%
|
2021
|
2,3
|
4,348
|
1,535
|
26,1%
|
Всего будет потеряно баллов
|
5,820
|
Те, кто проживут период 2015 - 2021 гг. в статусе обычного работающего гражданина (не пенсионера) и выйдут на пенсию после 2021 года, все до одного потеряют 5,82 балла. Если оценить потери в рублях (в "ценах" 2018 г. при стоимости пенсионного коэффмциента 81,49 руб), то пенсия такого среднего гражданина окажется урезанной на 5,82 * 81,49 = 474 рубля 27 копеек. Это в месяц. Годовые потери составят 12 * 474,27 = 5 691 руб 24 коп.
Потери вроде бы не катастрофические, хотя для многих существенные. Но если кто-то теряет, то по "закону сохранения" - кто-то и находит. В нашем случае это ПФРФ. Сколько же "найдет" денег ПФРФ, например, в 2022 году после завершения роста повышающего коэффициента? Для оценки будем полагать, что ежегодно на пенсию выходит порядка 1,5 миллиона человек. Тогда
"Находка" = 5 691, 24 руб. * 1 500 000 чел. = 8 миллиардов 536 миллионов 860 тысяч рублей / год.
И так будет каждый последующий год. Но это не все. Если вспомнить, что срок дожития всех пенсионеров по уверениям ПФРФ составляет 19 лет, то 8,536 миллиардов превратятся в 162,2 миллиарда. А если учесть численность трудоспособного населения (плательщиков страховых взносов) - примерно 50 миллионов человек, которые будут выходить и выходить на пенсию все последующие годы, то в долгосрочной перспективе счет пойдет на триллионы. Во истину - "с миру по нитке - нищему рубашка". Конечно цифры оценочные, но понимание и масштаб реальной экономии средств за счет будущих пенсионеров дают.
Что сказать? Феноменальное решение! Как говорил незабвенный Остап Бендер:- "Видите, Балаганов, что можно сделать из простой швейной машины Зингера?", показывая на автомобиль с символическим названием "Эх прокачу".
.
Почему и на каких основаниях это было сделано? Существует ли обоснование такой "игры" с повышающим коэффициентом? Оказывается существует. Оно звучало при разработке новой пенсионной формулы. Цитата, которая у нас сохранилась с тех времен: - "Предусмотрено поэтапное повышение предельного размера заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы по тарифу 22% с 1,6 (в 2014 г.) до 2,3 размера средней заработной платы по РФ – в течение 7 лет с шагом 0,1 в год. Это делается для того, чтобы трудовая пенсия по старости у более высокооплачиваемых работников формировалась в размере, адекватном их заработку".
Удивительный аргумент из серии "в огороде бузина, а в Киеве дядька" - сделать преференции 5% трудящихся, "обездолив" 95%.
Заключение.
Всякий раз, когда в формуле оценки пенсионных прав появляется дробь - отношение заработка гражданина к какой-нибудь "средней" - к средней зарплате в стране, к предельной величине базы и прочее, следует ждать подвоха. Вспомните хотя бы пресловутый КСЗ (коэффициент среднемесячной зарплаты) в формуле расчета пенсионных прав до 2002 г. и завышенные процентов на 30% средние зарплаты в стране (которые используют при подсчете КСЗ).
Такая формула-дробь отличный инструмент для манипуляций. Росстат всегда может "подкрутить" любую среднюю до нужного уровня по просьбе или по требованию руководителей финансово-экономического блока. А если ввести какой-нибудь повышающий или понижающий коэффициент, то можно обойтись и без Росстата.
Комментариев нет:
Отправить комментарий