Между
гражданином и ПФР может возникнуть спорная ситуация.
В каждом конкретном случае она будет очень индивидуальна, но
если путем обращения к ответственному сотруднику решить проблему не удается, то
защищать свои права и интересы человеку придется с помощью различных обращений
в государственные инстанции или даже, подавая заявление в суд.
Различные виды жалоб от граждан могут стать основанием для административного
или судебного разбирательства.
Именно в ходе их рассмотрения выясняется наличие нарушений,
обоснованность требований заявителя и решается, какие меры нужно предпринять
для разрешения вопроса.
Законодательная база
Пенсионное законодательство в РФ включает в себя довольно
большое число Федеральных законов и других нормативно-правовых актов, в
частности ФЗ №75-ФЗ, 167-ФЗ, 166-ФЗ, 111-ФЗ, 56-ФЗ, 360-ФЗ, 351-ФЗ, 410-ФЗ,
422-ФЗ, 424-ФЗ и другие, и меняется оно очень часто.
В итоге даже профессиональным юристам не просто разобраться с применением
норм законодательства в конкретной ситуации.
Возможность подавать различные
обращения и жалобы гарантируется гражданам Конституцией РФ.
Это дает возможность при возникновении спора с ПФР использовать
такие заявления для защиты своих прав и интересов.
Все обращения граждан обрабатываются и рассматривают в
соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», а также
внутренними правилами, инструкциями и регламентами соответствующей инстанции.
Главные понятия
Жалоба представляет собой
заявление гражданина, в котором он обращается с требованием об устранении
нарушения его прав или интересов.
Такое заявление может быть подано как в административном, так и в
судебном порядке.
Все заявления граждан отправленные в соответствующие инстанции
обязательно регистрируются и рассматриваются в установленные законодательством
сроки (обычно не превышающие 30 дней).
А по результатам заявителю отправляется ответ, с указанием
принятых мер для устранения нарушения или мотивировкой отказа, если
ответственный за разрешение жалобы посчитал ее необоснованной.
Замечание. Жалоба может быть
направлена вышестоящим должностным лицам (руководителям сотрудника, чьи
действия или бездействия обжалуются), а также в другие компетентные инстанции.
В каких случаях можно пожаловаться
Ситуаций, в которых имеет смысл обращаться с жалобой на ПФР или
его сотрудников, может быть множество.
Законодательство не приводит список причин для подачи обращений,
позволяя гражданам подавать соответствующие заявления для разрешения любых
вопросов.
Но все же можно составить общий
перечень причин, по которым можно подать жалобу на ПФР, приведем его:
- нарушение сроков оказания
государственных услуг;
- неправомерный отказ в приеме
документов;
- отказ в предоставлении гос.
услуг;
- отказ сотрудников исправлять
допущенные в документах ошибки и опечатки;
- требования оплаты бесплатных
услуг;
- требования документов, не предусмотренных
законодательством.
На самом деле список причин для подачи жалобы на ПФР намного
шире. В него входят также ошибки в начислении пенсии, отказы в проведение
перерасчетов, невыплаты положенных надбавок и т.д.
Но нужно проанализировать конкретную ситуацию, прежде чем
решить, имеет ли смысл в этом случае подавать жалобу.
Требования к написанию (образец)
Российское законодательство
позволяет различные жалобы, заявления и другие подобные документы
подготавливать в свободной форме.
Но при этом в нем содержится указание на обязательность
приведения информации о заявителе, его адресе и т.д.
Для снижения числа возможных ошибок
при составлении заявления рекомендуется придерживаться
устоявшейся структуры, которая приведена в следующей таблице:
Часть
заявления
|
Содержание
|
Примечания
|
Вводная
|
Данные
заявителя, данные адресата, название документа
|
Обязательно
заявитель должен указать свои Ф.И.О. и адрес, иначе жалоба будет считаться
анонимной и останется без рассмотрения
|
Описательная
|
Описание
причин обращения, конкретных нарушений, фактов и доводов, подтверждающих
позицию заявителя
|
По
возможности все приводимые факты и обстоятельства нужно подтверждать
документами или другими доказательствами
|
Просительная
|
Требования
заявителя
|
Максимально
конкретные и корректные требования (устранить нарушения, обязать произвести
перерасчет и т.д.)
|
Существенно упростить процесс подготовки заявления помогает
использование одного из многочисленных образцов, которые довольно просто можно
найти в интернете. Один из таких примеров можно скачать здесь.
Но при использовании шаблона важно не забывать, что под
конкретную ситуацию его нужно обязательно доработать.
Если с самостоятельной подготовкой заявления возникли проблемы, то
следует обязательно обратиться за помощью к профессиональным юристам.
Они смогут помочь с составление заявления, помогут выбрать
правильного адресата и учтут все индивидуальные особенности конкретной ситуации
при составлении обращения.
Видео: новости из Пенсионного фонда
РФ
Куда подать
жалобу на пенсионный фонд
Решение вопроса о том, куда
обратиться с жалобой на пенсионный фонд, имеет довольно большое значение для
быстрого разрешения проблемы.
Правильно выбранный адресат сможет рассмотреть спор в пределах
своей компетенции и принять меры для устранения допущенных нарушений прав и
интересов гражданина со стороны пенсионного фонда.
Не стоит бояться ошибиться с выбором адресата. Если жалоба
попадет в инстанцию, не уполномоченную рассматривать ее, то она будет просто
перенаправлена в соответствующий госорган, в компетенции которого находится
решение конкретной проблемы.
Это, конечно, несколько затянет
вынесение решения, но буквально на несколько дней, необходимых для пересылки
документов.
В управляющее региональное отделение
Первая инстанция, куда имеет смысл подать жалобу на действия,
бездействия сотрудников ПФР или принятые ими решения – это управляющее
отделение самого пенсионного фонда по конкретному региону, в котором проживает
гражданин.
Именно непосредственное руководство
может быстро проверить правильность и корректность действий конкретного
сотрудника и принять оперативные меры для устранения нарушений.
Заявление можно отправить как в бумажном, так и в электронном
виде. В первом случае нужно обязательно позаботиться о регистрации обращения и
получить на его копии отметку о получении ответственным должностным лицом
(секретарем, работником канцелярии и т. д.).
Во втором варианте регистрация
обращения происходит автоматически с помощью специальных информационных систем.
В администрацию Президента
Если реакции от регионального отделения ПФР не последовала или
ответ представляет собой отписку, то можно и нужно попробовать пожаловаться в
администрацию Президента РФ.
В ней имеются сотрудники, уполномоченные рассматривать обращения
граждан по самым разным вопросам. Иногда такое
обращение оказывается очень эффективным, особенно если заявитель смог точно
сформулировать и подтвердить все его основания.
В электронном виде
На официальном сайте администрации Президента доступна отправка
жалоб в электронном виде.
Для этого потребуется предварительно заполнить небольшую анкету
с персональными и контактными данными.
Результат рассмотрения заявления
обязательно будет отправлен заявителю в ответе, выбранным им способом (по
обычной или электронной почте).
Отслеживать, на каком этапе рассмотрения находится
заявление, можно через личный кабинет
При личном приеме
Уполномоченные сотрудники администрации Президента ведут личный
прием граждан в соответствии с утвержденным графиком, который легко найти на
официальном сайте.
Посетив личный прием, можно передать
жалобу, а также получить личную консультацию уполномоченного специалиста.
При подаче заявления при личном обращении рекомендуется получить
отметку о получении с подписью уполномоченного сотрудника на его копии.
В прокуратуру
Прокуратура занимается контролем за соблюдением законодательства
со стороны государственных и негосударственных органов. Иногда этот метод
оказывается довольно эффективным.
По жалобе в прокуратуру на
пенсионный фонд о назначении пенсии обязательно будет проведена проверка,
которая должна будет установить, были ли действия сотрудника законными или нет.
В некоторых случаях прокуратура может также инициировать
проверку для установления факта наличия или отсутствия состава преступления,
предусмотренного УК РФ, в действиях конкретных должностных лиц.
В суд
Действия, бездействия и решения
должностных лиц любых государственных органов, в том числе и ПФР можно
обжаловать не только в административном, но и судебном порядке.
Суд может принять решение, обязывающее ПФР выполнить требования
заявителя, также именно судебные инстанции рассматривают вопросы о выплате
компенсаций за материальный и моральный вред.
Запутанное пенсионное законодательство
существенно усложняет защиту прав и интересов граждан от неправомерных действий
или бездействий сотрудников пенсионного фонда.
Но различные жалобы все же позволяют
добиваться устранения нарушений, хотя часто для правильного решения вопроса
может потребоваться консультация специалиста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий